Прокол — мелкое повреждение с потерей герметичности шины. Если:

— после извлечения инородного предмета (небольшого гвоздя или куска проволоки) края отверстия сходятся и прокол практически незаметен, небольшое повреждение корда возможно;

— отверстие видно после удаления причины прокола (куска арматуры или болта), корд в каркасе или брекере наверняка порван.

Порез (пробой) — крупное повреждение с потерей герметичности и обрывом нитей корда (фото 1) — результат наезда на острый и крупный металлический предмет, а также на битое стекло, бордюр тротуара и т.д. 

1

 Фото 1. Внешний вид пореза (пробоя).

От размеров и расположения прокола или пореза зависят возможность и способ ремонта шины.

Вздутие на поверхности шины (так называемая «булка») возникает по двум основным причинам:

— из-за отслоения наружного слоя резины от неповрежденного корда (фото 2). У бескамерной шины образовавшуюся полость заполняет воздух через дефекты герметизирующего слоя. Способов восстановления первоначальных свойств шины нет; 

2

 Фото 2. «Булка» из-за расслоения корда и резины:

А — воздух из шины.

 — из-за разрыва нитей в каркасе (фото 3). Очень сложно определить точное место их повреждения и, соответственно, ремонта. Кроме того, если колесо некоторое время эксплуатировать с таким дефектом, может нарушиться связь отдельных нитей каркаса между собой и с резиной шины. Поэтому ремонт не гарантирует полного возврата шине всех ее изначальных качеств. 

3

 Фото 3. «Булка» из-за разрыва корда.

Нарушение геометрии шины может быть без потери герметичности и происходит из-за повреждения корда или бортового кольца, как правило, вследствие заводского дефекта, неправильных шиномонтажных работ или нарушения правил эксплуатации, например перегрузки шины, слишком высокого давления в ней, наезда на бордюрный камень, движения на высокой скорости по плохой дороге и т.д. Восстановление первоначальных свойств «кривой» шины практически невозможно.

Внешние признаки нарушения геометрии:

— изменение формы беговой дорожки («восьмерка»);

— выход нитей корда наружу или внутрь шины (фото 4);

4

 Фото 4. Выход нитей металлокорда.

— деформация в области бортового кольца (фото 5).

5

 Фото 5. Деформация борта:

а — внешний вид;

б — рентгенограмма бортового кольца.